МИХАИЛ
Том XLV, С. 631-634
опубликовано: 8 сентября 2021г.

МИХАИЛ

Михаил (Ермаков), митр. Киевский. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в.Михаил (Ермаков), митр. Киевский. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в.

(Ермаков Василий Федорович; 31.07.1862, С.-Петербург - 30.03.1929, Киев), митр. Киевский и Галицкий, экзарх Украины. Из военной семьи. Детство прошло в Киеве, где служил его отец - старший офицер Бендерского 132-го пехотного полка. В 1878 г. Василий Ермаков окончил ремесленное училище, в 1881 г.- Киевское реальное училище, после чего по совету ректора Киевской Духовной Академии (КДА) Уманского еп. Михаила (Лузина) избрал путь дальнейшего духовного образования и поступил в 5-й класс Киевской ДС. По окончании семинарии в 1883 г. поступил в КДА. Завершил обучение в академии в 1887 г. кандидатом богословия. 19 июня того же года наместником Киево-Печерской лавры архим. Иувеналием (Половцевым; впосл. епископ) в лаврской ц. прп. Антония в Ближних пещерах пострижен в монашество с именем Михаил. 12 июня в Богоявленском храме Киево-Братского монастыря рукоположен ректором КДА Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) во диакона, 29 июня - во иерея. В сент. 1887 г. назначен преподавателем Свящ. Писания в Киевской ДС. В дек. 1888 г. переведен на должность инспектора и преподавателя Орловской ДС. В авг. 1890 г. переведен в С.-Петербург, назначен и. о. инспектора С.-Петербургской Духовной Академии (СПбДА). В дек. 1891 г. утвержден в должности инспектора СПбДА и возведен в сан архимандрита. В янв. 1893 г. назначен ректором Могилёвской ДС. В сент. 1898 г. переведен ректором Волынской ДС.

24 дек. того же года избран епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 31 янв. 1899 г. Киевский и Галицкий митр. Иоанникий (Руднев) возглавил в С.-Петербурге архиерейскую хиротонию М. 20 окт. того же года М. переведен на Ковенскую викарную кафедру Литовской епархии. 6 сент. 1903 г. назначен епископом Омским и Семипалатинским. Во время его управления епархией в Омске был построен новый Архиерейский дом с домовым храмом, начал работать епархиальный свечной завод. 9 дек. М. был назначен епископом Гродненским и Брестским. В 1907 г. добился учреждения в епархии викарной кафедры в Белостоке. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Участвовал в сессиях Синода, читал лекции в СПбДА. Во время первой мировой войны при приближении нем. войск М. ежедневно совершал богослужения в кафедральном соборе. 14 февр. 1915 г. архиерей прибыл на рус. оборонительные позиции близ Гродно, совершил торжественное богослужение и произнес речь перед защитниками города; обошел под артиллерийским обстрелом противника укрепления, окропляя их защитников св. водой и благословляя Коложской иконой Божией Матери. Тогда нем. наступление было остановлено, но в авг. 1915 г. рус. войска были вынуждены оставить Гродно. Еще до этого М. был эвакуирован в Москву с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. Он вывез с собой епархиальные святыни - фоб с частицей мощей мч. Гавриила Белостокского и Жировицкую икону Божией Матери, помещенные в храм Василия Блаженного. М. проживал в митрополичьих покоях Чудова мон-ря, проводил богослужения в храмах на Мясницкой ул., где в штате состояли эвакуированные гродненские священнослужители. После Февральской революции 1917 г., 14 апр. того же года, уволен Временным правительством из состава Синода вместе с др. его членами. Был участником Предсоборного Совета в Петрограде в июне-июле 1917 г. и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве В окт.-нояб. 1917 г., во время боев между отрядами большевиков и войсками Временного правительства, находился в кремлевском Чудовом мон-ре. Под артиллерийским обстрелом вместе с Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) и иноками перенес мощи митр. свт. Алексия в пещерную Ермогеновскую ц. и отслужил молебен. Во время гражданской войны М. оставался в Москве, принимал участие в заседаниях Синода под председательством патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина). Управление Гродненской епархией с сент. 1918 г. взял на себя викарий М. Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий; впосл. митрополит, глава Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата). После советско-польск. войны 1920 г. Гродненская епархия оказалась на территории Польского гос-ва и в дальнейшем была включена в состав неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. Возвращение М. на Гродненскую кафедру стало невозможным. В нач. 1921 г. он был назначен настоятелем московского Донского мон-ря.

В 1921 г. в условиях активизации на Украине при поддержке советских властей автокефалистского движения остро встал вопрос о замещении митрополичьей кафедры в Киеве, поскольку Киевский и Галицкий митр. Антоний (Храповицкий) покинул Россию с белыми войсками в 1920 г. Согласно принятому Всеукраинским православным церковным Собором 1918 г. и утвержденному Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Положению о Высшем церковном управлении на Украине предполагалось, что новый Киевский митрополит должен избираться на Всеукраинском церковном Соборе и утверждаться затем патриархом Московским. Следов., патриарх не мог собственной властью объявить Киевский митрополичий престол вакантным и назначить на Киевскую кафедру нового митрополита. Состоявшийся в Киеве 1-2 июня 1921 г. Собор епископов Украины обратился к патриарху Тихону с просьбой о направлении в качестве патриаршего представителя опытного и авторитетного архиерея. В кон. июня того же года (указ с точной датировкой не обнаружен) свт. Тихон возвел М. в сан митрополита и назначил его патриаршим экзархом на Украине с предоставлением ему прав митрополита Киевского в качестве временного заместителя отсутствующего митр. Антония. При этом М. продолжал носить титул митрополита Гродненского и Брестского.

26 авг. 1921 г. М. прибыл в Киев, где поселился в 2 комнатах на 2-м этаже дома наместника Киево-Печерской лавры, поскольку митрополичьи палаты вместе с историческим Большим Софийским собором были ранее переданы городскими властями лидеру неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), запрещенному в священнослужении прот. Василию Липковскому. 28 авг. М. созвал в Киеве под своим председательством совещание Синода (Малого Собора) епископов Украины, на к-ром было рассмотрено обращение автокефалистской Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР) с просьбой признать подчиненные ей приходы отдельной экстерриториальной епархией и назначить для них епископа. М. и Синод украинских епископов отказались это сделать до признания автокефалистами каноничного священноначалия и обратились к сторонникам Липковского с призывом вернуться в каноничную Церковь. В нач. окт. 1921 г. М. организовал орган епархиального управления - Церковный совет клириков и мирян, получивший регистрацию от местных властей. Осенью того же года М. обращался к властям Украинской ССР с просьбой о проведении в Киеве Всеукраинского церковного Собора, но получил отказ. 14 окт. 1921 г. в Большом Софийском соборе с разрешения советских властей открылся созванный ВПЦР т. н. Всеукраинский Собор духовенства и мирян. За несколько дней до этого М. и викарные епископы Киевской епархии получили от автокефалистов письменное приглашение принять участие в их «Соборе». М. ответил, что не считает созыв такого собрания законным, но готов выслушать его представителей и дать им необходимые объяснения. 19 окт. М. вместе с 2 священниками, делегатами Союза православного духовенства, явился на автокефалистское собрание и выступил с увещевательной речью, предложив делегатам разъехаться с миром по домам. Вечером того же дня и 20 окт. состоялись переговоры М. и епископов Белоцерковского Димитрия (Вербицкого), Черкасского Николая (Браиловского) и Лубенского Григория (Лисовского) с представителями автокефалистов, к-рые не дали результата. 21 окт. автокефалистский «Всеукраинский Собор» избрал Липковского «архиепископом-митрополитом Киевским и всея Украины», а 23 окт. 1921 г. состоялось «соборно-мирское рукоположение» Липковского всеми присутствовавшими участниками собрания. В связи с самосвятской «хиротонией» М. выступил с обращением к правосл. населению Украины, обличая сторонников Липковского как «ругателей нашей веры и разорителей Церкви Божией».

После ареста в Москве в мае 1922 г. патриарха свт. Тихона и образования при поддержке властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) полномочия М., как экзарха отстраненного от руководства Церковью патриарха, могли быть поставлены под сомнение. Чтобы подтвердить права М. на управление Церковью Украины, а также определить позицию по отношению к автокефалистскому и обновленческому расколам, было решено созвать в Киеве Собор представителей епархий Украины. Из-за противодействия властей из 400 делегатов в Киев прибыло только ок. 80 чел. Они провели под председательством М. Киевское совещание 1922 года. В условиях угрозы захвата высшей церковной власти в Москве обновленцами Киевское совещание и последовавший 5 сент. Собор епископов Украины приняли резолюцию: «...объявить, что Украинская Церковь отныне стала на путь автокефалии, и принять меры к закреплению этой автокефалии законно-каноническим путем». В отличие от выступавших за националистическую «автокефалию» сторонников Липковского участники Киевского совещания высказались не за отделение от Московского Патриархата, а за отказ признавать над собой обновленческое руководство в Москве (в это время подобные «автокефалии» как средство противодействия обновленческому ВЦУ были также провозглашены в Петроградской и Уфимской епархиях и в нек-рых др. регионах). В дальнейшем, после освобождения патриарха Тихона, решения Киевского совещания об автокефалии были аннулированы. Собор епископов Украины 5 сент. 1922 г. объявил Киевскую митрополичью кафедру свободной, однако назначения М. митрополитом Киевским за этим не последовало, он по-прежнему носил титул митрополита Гродненского, экзарха Украины, временно управляющего Киевской епархией.

10 сент. 1922 г. в Киев из Харькова (в то время столица УССР) прибыли представители обновленческого управления на Украине, к-рые в тот же день провели переговоры с М. и еп. Димитрием (Вербицким). Экзарх категорически отказался признать полномочия обновленцев на управление Украинской Церковью. 17 нояб. 1922 г. постановлением Президиума обновленческого ВЦУ М. был освобожден от управления Киевской епархией с увольнением на покой и получил назначение на жительство в г. Холмогоры Архангельской губ. Обычно такое решение обновленческого органа предваряло арест и высылку или заключение в лагерь отказавшегося подчиняться обновленцам архиерея, однако по отношению к М. советские власти не стали немедленно проводить репрессии. Оглашение постановления Президиума ВЦУ об увольнении М. было на время задержано. В отчетах киевского ГПУ, которое с самого начала вело за М. тщательное наблюдение, он характеризовался как «слабовольный... умеет ладить и мягок, очень боязлив, при влиянии (удачном) - лицо, способное пойти на большие компромиссы», «человек глубоко религиозного настроения, замкнутый в себе, молитвенник и монах по призванию», к-рый «уделяет лишь незначительное внимание чуждым его духовному составу практическим деловым вопросам» (ЦГАОО Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 45504. Л. 5, 7, 11). Такие характеристики давали сотрудникам ГПУ ошибочное основание надеяться на то, что путем уговоров и запугивания им удастся склонить М. к переходу в обновленчество.

С конца осени 1922 г. к М. почти ежедневно приезжали представители властей с требованием присоединиться к обновленчеству, угрожая в противном случае арестом. М. каждый раз отвечал отказом. 13 дек. экзарх выступил с обращением к участникам обновленческого киевского епархиального съезда. М. назвал съезд обновленцев самочинным, неканоничным и не представляющим большинства духовенства и мирян Киевской епархии. Он призвал его участников прервать заседания и разъехаться по приходам. Оставляя возможность перешедшим в обновленчество священнослужителям одуматься, М. не запрещал их в служении и не лишал сана. Он благословил создание специальной «инициативной группы» для продолжения переговоров с местными обновленцами. Экзарх пытался использовать противоречия между разными обновленческими группировками. 12 янв. 1923 г. М. встречался с прибывшими из Москвы представителями обновленческого «митрополита» Антонина (Грановского), враждебно настроенного по отношению к крайним обновленцам из «Живой церкви», но не согласился на их предложения. Продуманная политика М. помогала ему в отношениях с гражданскими властями. Когда в нач. янв. 1923 г. прекратились полномочия епархиального Церковного совета, М. удалось получить в Киевском губисполкоме регистрацию личной митрополичьей канцелярии (обычно советские власти отказывали в регистрации органам епархиального управления канонической Церкви, считая законными только структуры обновленцев). Однако ГПУ, обеспокоенное неудачами обновленцев в Киевской епархии, склонялось к лишению М. свободы. Предчувствуя скорый арест, М. составил 22 янв. негласное распоряжение о передаче управления Киевской епархией в случае отстранения от должности своим викариям в обозначенном им порядке: епископам Белоцерковскому Димитрию (Вербицкому), Уманскому сщмч. Макарию (Кармазину), Богуславскому Георгию (Делиеву) и т. д.

Непосредственным поводом к аресту М. стало оказанное верующими сопротивление при попытках передачи обновленцам Николаевского собора Покровского мон-ря в Киеве и ряда др. киевских храмов. Власти посчитали М. организатором этих выступлений. 23 янв. 1923 г. ВЦУ составило офиц. извещение об отстранении М. от управления Киевской епархией в соответствии с постановлением от 17 нояб. 1922 г. 25 янв. киевский губернский отдел ГПУ возбудил против М. следственное дело по обвинению в «систематической работе по свержению советской власти». 27 янв. уведомление ВЦУ об увольнении М. поступило в обновленческое епархиальное управление в Киеве и 30 янв. было вручено экзарху. Обновленцы потребовали от него в 3-дневный срок сдать епархиальные дела и выехать из города. М. не подчинился и 5 февр. был арестован в своей резиденции в Киево-Печерской лавре и помещен в тюрьму ГПУ в Киеве. Его обвиняли в том, что он, «заняв с первых же шагов обновленческого церковного движения в Киевской губернии и на правобережной Украине явно непримиримую и упорно-враждебную позицию, благодаря своему влиянию и авторитету среди духовенства способствовал организации крепкого контрреволюционного тихоновского фронта». Во внутренней переписке с Секретным отделом ГПУ в Москве киевский отдел ГПУ объяснял причины ареста М. тем, что он «срывал подготовительную работу и самый съезд Всеукраинских Обновленческих групп в Киеве 12 февраля 1923 г., а также тормозил работу ГПУ по расколу духовенства Киевской губернии и Правобережья». На допросе М. подтвердил, что не признаёт обновленческое ВЦУ как самочинно захватившее церковную власть и считает неканоничными принятые обновленцами решения. Под предлогом того, что пребывание М. в Киеве «может в будущем повлечь целый ряд эксцессов», киевским отделом ГПУ было принято решение о направлении экзарха в распоряжение ГПУ РСФСР.

8 февр. 1923 г. М. был отправлен под конвоем из Киева в Москву. Содержался в Бутырской тюрьме, где некоторое время находился в одной камере с арестованными киевскими священнослужителями - архим. Ермогеном (Голубевым; впосл. епископ) и прот. Анатолием Жураковским. 13 июля 1923 г. Комиссия НКВД по адм. высылкам по рекомендации судебной Коллегии ГПУ приговорила М. к 2 годам ссылки в Туркестан. В авг. 1923 г. М. прошел курс лечения в тюремной больнице и затем был отправлен в Ср. Азию. В сент. 1925 г. по отбытии срока ссылки прибыл из Ташкента в Москву, где остался на проживание, т. к. ему было запрещено возвращаться на Украину. По нек-рым сведениям, М. стал подписывать документы как митрополит Киевский и носить положенные Киевскому архиерею 2 панагии, что вызвало возражения со стороны др. вынужденно пребывавших в Москве укр. архиереев. После увещевания со стороны патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) и бывш. обер-прокурора Синода В. К. Саблера М. стал носить одну панагию. 31 окт. 1925 г. митр. Петр отправил М. указ о направлении его при наличии такой возможности на Украину «в прежнем звании экзарха и управляющего Киевской епархией». При этом местоблюститель обращался к М. как к митрополиту Гродненскому.

В нояб. 1925 г. М. был заключен в тюрьму ОГПУ. Его допрашивали по делу вскоре арестованного митр. Петра, против к-рого М. не стал давать никаких показаний. 24 дек. он был освобожден под подписку о невыезде. Освобождение, видимо, было связано с попыткой ОГПУ привлечь экзарха к организации под своим контролем для захвата руководства Церковью Временного высшего церковного совета (ВВЦС). По словам одного из руководителей ВВЦС, Можайского еп. Бориса (Рукина), М. было предложено возглавить новую структуру в качестве митрополита Киевского. После его отказа лидером григорианского раскола стал архиеп. Григорий (Яцковский). Находясь в Москве, М. поддерживал через тайных курьеров связь с епископами, находившимися на Украине. В дек. 1925 г. он подписал как экзарх соборное постановление 13 укр. епископов о лишении сана и об отлучении от Церкви руководителей лубенского раскола (см. Булдовский Ф. И.), в марте 1926 г. поставил свою подпись под обращением 8 православных иерархов Украины к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси), осуждающее организаторов григорианского раскола. В июле 1926 г. постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ М. был выслан в г. Прикумск (ныне Буденновск Ставропольского края).

Находясь в ссылке, поддержал «Декларацию» митр. Сергия от 27 июля 1927 г. о лояльности к советской власти. 12 окт. того же года прибыл из Прикумска в Харьков, стал служить в Ново-Троицкой ц. На беседе в местном отделе ОГПУ была достигнута договоренность, что М. составит воззвание к верующим и духовенству Украины. После согласования текста воззвания с ОГПУ 17 нояб. того же года М. выступил с «Обращением к архипастырям, пастырям, клирикам, честному иночеству и всем верным чадам Украинской Православной Церкви», в целом повторяющим «Декларацию» митр. Сергия. Это открыло возможности для легализации церковного управления на Украине, М. было дано разрешение на учреждение своей канцелярии (церковного управления). 23 нояб. 1927 г. был издан указ митр. Сергия о назначении М. митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. Он был включен в состав Временного Синода РПЦ. 30 дек. М. вернулся в Киев, где его торжественно встретило городское духовенство (ранее он неск. раз посещал город с короткими визитами). 24-25 янв. 1928 г. экзарх провел в Киеве епископское совещание, на котором было принято решение об организации Высшего церковного управления Украины и епархиальных управлений, определены границы епархий, утвержден порядок присоединения к Церкви отпавших от нее в обновленчество и др. расколы. В апр. М. отбыл в Москву для участия в заседании Временного Синода РПЦ. В июле того же года состоялось новое совещание епископов под председательством экзарха. М. жил в Киеве без права свободного перемещения по Украине, служил в Малом (Трапезном) Софийском соборе, с сент. 1928 г. проживал в киевском Златоверхом Михайловском монастыре. Последнее свое богослужение М. провел, будучи больным, 29 марта 1929 г., в пятницу 1-й недели Великого поста. На следующий день он скончался от последствий инсульта. Первую панихиду по М. совершил Уманский архиеп. Димитрий (Вербицкий). 31 марта во всех церквах Киева служились заупокойные обедни и панихиды, звучал погребальный перезвон (в том же году колокольный звон в Киеве будет запрещен, а колокола сняты). Множество народа заполняло Михайловскую и Софийскую площади, к Малому Софийскому собору выстроилась длинная очередь желавших проститься с почившим. Слово над гробом произнес Каневский архиеп. Василий (Богдашевский). От Московской Патриархии на похоронах присутствовал Калужский и Боровский архиеп. Сильвестр (Братановский). 1 апр. М. был похоронен в склепе у сев. стены Малого Софийского храма в Киеве. Могила не сохранилась.

Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677; ЦГАОО Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 45504.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 385-388; Абраменко Л. М. Киев: жертвы репрессий. К., 1999. Т. 2. С. 110-111; Стародуб А. Митрополит Михаïл (Єрмаков) (1862-1929): деякi аспекти останнього перiоду дiяльностi та обставини смертi // Науковi записки: Зб. праць молодих вчених Iнституту украïнскоï археографiï та джерелознавства iм. М. С. Грушевського НАНУ. К., 2002. Т. 9. С. 442-479; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 183-194, 232-245, 256-258, 393, 394; Мазырин А. В., свящ. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е гг. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. История. История РПЦ. 2007. Вып. 2(23). С. 58-67; Вып. 3(24). С. 118-131; Вып. 4(25). С. 62-70; Преловська I. Дослiження бiографiï екзарха Михаïла (Єрмакова): методологiчнi аспекти вивчення життеписiв дiячiв Православноï церкви в Украïнi // Лаврьский альманах. К., 2007. Вип. 17. С. 118-128; Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20-м ст. / Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 37-45; Сухоруков А. Н. Малоизвестные страницы церковного служения экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова) в 1922-1923 гг. (по мат-лам следственного дела) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. История. История РПЦ. 2009. Вып. 1(30). С. 79-83.
Д. Н. Н.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский